Кладбище в детском парке № 1

У нас тут недалеко реконструировали Новослободский парк — бывший детский парк № 1, ранее кладбище при Скорбященском женском монастыре.

В середине XIX века территория между Бутырской тюрьмой и Бутырской заставой Камер-Коллежского вала представляла собой редко застроенную сельскую местность; крупнейшее домовладение в округе, к северу от Вадковского (тогда Витковского) переулка занимала усадьба князя Владимира Голицына. По преданию, на этих землях некогда уединялся отшельник Василий Блаженный.  На месте самой усадьбы сейчас расположен Московский государственный технологический университет «Станкин», в котором учился ваш покорный слуга. Собственно мы всегда знали, что детский парк — это кладбище. Там, когда какие канавы копали, постоянно надгробия вытаскивали.

В 1856 году княгиня Прасковья Голицына учредила в своей усадьбе домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Храм, освящённый 18 (29) октября 1856 года митрополитом Филаретом, стал ядром будущего монастыря. Этот день и считается днём основания обители, а основательницей была дочь Владимира и Прасковьи Голицыных — Александра.

Первый приют для иногородних монахинь был учреждён в 1865 году; к нему вскоре добавилась больница в стенах голицынского дома. 6 сентября 1889 года Синод официально преобразовал голицынский приют в общежительный женский монастырь. В 1891 году на деньги купеческой вдовы из Воскресенска Акилины Смирновой заложили монастырский собор, который был освящён через три года.

В 1889—1894 годах был выстроен краснокирпичный пятиглавый собор Всемилостивого Спаса. Собор сооружён по проекту Ивана Владимирова в русском стиле, популярном при Александре III. Ныне обрубок его колокольни выходит непосредственно на красную линию Новослободской улицы, но в XIX веке вокруг собора был обширный зелёный сад. Третий храм, в трапезном корпусе, был освящён в 1900 году, четвёртый, при кладбище — в 1910-м.

В 1894 году открылось для захоронений монастырское кладбище. До закрытия в 1920 году здесь успели похоронить около 2500 человек, среди них — адвокат Фёдор Плевако, крупный промышленник Николай Второв, купец Константин Казначеев, историк Дмитрий Иловайский, публицист Владимир Грингмут критик Ю. Говоруха-Отрок (надгробия по рисункам В.Васнецова), архитектор Василий Сретенский , философ Николай Фёдоров, Игорь, сын Фёдора Шаляпина, издатель Н. Пастухов, дрессировщик А. Дуров и многие-многие другие.

В 1900—1902 годах по проекту архитектора Сергея Родионова были возведены монастырская ограда, трапезная и школа. В 1910 году по проекту архитектора Петра Виноградова выстроена церковь Трёх Святителей.

В 1910—1911 годах открылись училища при монастыре (3-е Московское епархиальное женское училище), в 1916-м — женский богословский институт (современное здание отделения милиции по Вадковскому переулку). Иконописание в монастыре преподавал Николай Пашков — совладелец мастерской «Наследников П. П. Пашкова». К 1915 году в монастыре было 265 монахинь.

В 1918 году монастырь был упразднён. Монахини остались на месте, организовав в обители швейную артель. В ходе экспроприации церковного имущества в 1922 году из бывшего монастыря изъяли 19 пудов серебра; настоятель храма Спаса Всемилостивого Михаил Славский был осуждён на пять лет лагерей. В том же 1922 году в монастыре расквартировали кавалерийские части (при том, что ещё в 1924 году здесь оставались жить до 60 монахинь).

В 1929 году три малых храма и некоторые другие постройки были разрушены. По словам протоиерея Александра Ильяшенко, «в монастыре было много построек, но после революции их уничтожили. Понятно, что советской власти, которая боролась с религией, храмы были не нужны, но почему уничтожались большие, прекрасные хозяйственные постройки, остаётся загадкой. Храм был огорожен большой, красивой стеной. Она тоже была полностью уничтожена, хотя представляла собой великолепное архитектурное сооружение».

Кладбище было снесено в 1930 году. На Ваганьковское кладбище были перенесены захоронения членов семьи Плевако, но без надгробия. Незначительную часть захоронений перенесли, но 99% остались на прежнем месте. На месте кладбища сделали детский парк, который впоследствии приобрел имя Зуева (в народе именовался просто Зуевским парком), а после № 1. Сначала парк находился рядом с могилами. Когда в 1930-е все надгробья снесли, то и парк занял всю территорию кладбища. Позже часть территории парка застроили, а в 1990-е годы дали название Новослободского.

Сохранились по сей день и охраняются государством — собор Спаса Всемилостивого (обезглавлен), рукодельный корпус (1911, архитектор Сергей Ильинский), часовня на могиле Смирновой, подвалы кладбищенского храма Трёх Святителей и участки ограды. Собор так и не передан церкви, службы и собрания воскресной школы временно проводятся в рукодельном корпусе.

Но это была все лирика. А вот как теперь выглядит сам парк.