Фабрика елочных игрушек

Вчера ездили на экскурсию со школой на фабрику елочных украшений «Ёлочка», которая в Высоковске, от Клина в километрах 10-20. Ну как от школы — со школой, инициатива родкомитета, каждый добирается своим ходом. Так как мы ехали с дачи, а не из Москвы, никого из школьных товарищей с собой не захватывали. Собственно на дачу приехали вечером в пятницу, прогрели дом, с утра в субботу на экскурсию, еще одна ночь на даче и в воскресенье обратно.

В Подмосковье во всю царит зима.

 

Кстати, раньше еще фабрика была в самом Клину, я там даже был лет десять назад, но года четыре назад ее закрыли и у Елочки осталось только два рабочих предприятия из бывших четырех.

Поначалу еле нашли, кое-как приткнулись на стоянке — машин много, но еще больше автобусов со школьными экскурсиями — у них прям сейчас настоящий чес, экскурсии идут непрестанно как конвейер. Само здание — старое, невзрачное, на один этаж, из кирпича. Есть раздевалка, небольшой музей и, естественно, фирменный магазин, а остальное занято производством.

Сначала оплата билетов, можно с мастер-классом по раскрашиванию шариков, можно без. Мы взяли полный комплект.

Музей там прям крохотуля, комната площадью метров 40. Экскурсовод рассказывает о истории фабрики, истории игрушек и Нового Года. Экспозиция представляет елочные игрушки от начала времен до наших дней.

Сама экскурсовод — не молодая тетечка, уже на пенсии, бывший директор по снабжению.

Что любопытно — сама фабрика специализируется исключительно на стеклянных игрушках, и только ручной работы. У них в музее есть даже игрушки, которые они делали под заказ фирмам, что неоднократно подчеркнула бывший директор, и даже родителей пригласила к сотрудничеству:)

Дальше нас разбили на две группы, так как оказалось нас больше сорока человек, а группы только по 25. Но сначала провели краткий инструктаж, куда идем (выдувной цех, цех нанесения фольги, цех покраски и обжига, цех росписи, цех упаковки), как надо и как не надо вести себя в цехах — не мешаться, не снимать (штраф или, можно сказать, абонемент на съемку стоит 1000 р :), строго следовать указаниям экскурсовода. Показали стеклянные заготовки, из которых, собственно, и делаются шары, макушки и прочие игрушки, а также рассказали технологии создания сложносочиненных украшений.

Первый цех по выдуву игрушек. Работают на предприятии, кстати, только одни женщины. И знаете почему? Просто все мужчины сбежали с фабрики в лихие 90-е, денег не было, производство стояло. Это сейчас они работают даже в выходные почти круглый год. Только в июле у них закрывается фабрика на месяц.

Выдув происходит следующим образом. Сидит оператор, перед ним газовая горелка отвернутая от него, мастер берет стеклянную заготовку, нагревает до мягкости стекла и ртом начинает выдувать, одновременно крутя заготовку и формируя нужный узор. С шаром все просто, а вот со шпилями елок сложнее, как и выгнутыми в другую сторону шарами. Практически все делается за один проход. В этом же цеху есть небольшой подцех — комнатка, где делается эксклюзив из дорогого материала, туда даже не подойти.

После получения заготовок, их перевозят в цех к автоклавам для серебрения. Стекляшки аккуратно помещают в камеру, туда устанавливают вольфрамовые нити, на которые нанизана обычная фольга, камера закрывается и включается. Через вольфрам проходит высокое напряжение, фольга испаряется, в камере включается компрессор, который создает вакуум и вся распыленная фольга оседает на заготовках. Технология довольно дорогая из-за вольфрамовых нитей, которые не вечны. После распада СССР, вольфрамовые копи оказались в руках «дружественных» стран из бывших республик — Казахстане. Как следствие и падение качества. Однако цена на него оказалась гораздо ниже у китайских товарищей.

После посеребрения заготовки перемещают в цех покраски и обжига. Серебрение перед покраской обязательно. Тут все просто, мастер берет шар за ножку, окунает в ведро с краской и устанавливает его в песчаную ванночку, которая медленно вращается и обжигается. Можно видеть иногда как мастер берет шар и, не окуная в краску, разбивает его в бак — это значит заметил брак.

Цех по росписи представляет собой просто столы, за которыми сидят художники и кисточками наносят рисунки и узоры. Кстати, ни у кого из них нет хоть сколько-то художественного образования. Ну а потом в цех упаковки — коробочки, баночки, тут же при необходимости декорируют изделия бисером, снегом и прч.

После экскурсии нас провели в специальный зал напротив музея и такого же размера для мастер-классов. Выдали по синему шару, гуашевые краски (на производстве, конечно, не гуашь используют), кисточки, шаблончики-подсказки как что рисовать. Ну и вперед. Шары эти, само собой, остаются у вас. Потом посещение магазина, где можно оставить все финансы, что вы привезли с собой. Игрушки очень красивые, не удержались, купили почти десять штук, хотя у нас и так на елку все не умещается.

 

Это был последний пункт нашего посещения фабрики, попрощались с одноклассниками, выбрались из снежного плена и поехали обратно на дачу, с заездом на обед в Мак и Пятерку за пивОм, где нас встречали кошаки.

На даче пошли разведать лед на пруду, хоть и коньки не наш вариант сейчас. Лед оказался зеркальным, с вкраплениями пузырей, но запорошенным снегом. Потом дочь нашла на участке привет из осени — кучу листьев, а я кучу веток, которую благополучно спалил.

Обратная воскресная дорога ничем примечательным не запомнилась. Заскочили только в магазин при монастыре.